www.pugachev.kg

Информационный web-портал об альпинизме в Кыргызской Республике

shap
E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Горы Киргизии
Автор: Источник: www.risk.ru   
19.05.2011 20:58

Вершины Шахдаринского хребта выше 6000 м.

N

Широта

Долгота

Высота

Высота

Высота

Название

Др. Название

Первое восхождение[1]

Примечание

.

Гр., мин.

Гр., мин.

SRTM[2]

Сов.карта

Классификатор[3]

.

.

.

1

36° 59.705'

71° 57.875'

5892

5948

-

.

.

.

Примечание[4]

2

36° 59.87'

71° 57.91'

5910

5953

-

.

.

.

.

3

37° 2.23'

72° 2.92'

6013

6105

-

Маршала Гречко

Пойджелах

1976, В. Старлычанов[5]

.

4

37° 2.755'

72° 4.095'

5999

6037,9

6038[6]

Байконур

Джарх

1976, В. Старлычанов

Примечание.[7]

5

37° 1.60'

72° 5.00'В

6159

6138

-

Вооруженных сил СССР

.

1976, В. Старлычанов

.

6

37° 4.06'

72° 7.76'

5927

5962

-

Снежный

Чибуд

.

.

7

37° 8.15'

72° 24.075'

5975

6004

6004

Литовский

Литуаника

05.08.1984, Б.Варсацкис

.

8

37° 7.05'

72° 24.20'

5950

5998

5998

пик Дарюса и Гиренаса

.

1984, В.Мелентьев

.

9

37° 8.81'

72° 28.57'

6431

6470

-

.

.

1961, И. Евдокимов ?[8].

Примечание[9]

10

37° 9.205'

72° 28.61'

6455

.

-

.

.

1961, И. Евдокимов ?[10].

Примечание[11]

11

37° 9.60'

72° 28.90'

6683

6723

6723

пик Карла Маркса

.

06.09.1946, Е.Белецкий

.

12

37° 8.395'

72° 29.39'

6192

6252

.

.

.

.

Примечание[12]

13

37° 9.30'

72° 29.515'

6421

6444

6340

пик Николадзе

.

13.08.1954, М. Гварлиани[13]

.

14

37° 8.765'

72° 29.635'

6315

6340

6183

пик ТГУ [14]

.

сентябрь 1961, С. Саввон ?[15]

Примечание[16]

15

37° 7.78'

72° 29.68'

6037

6183 ?[17]

6100

.

пик 6100

1983, Л. Гелдиашвили

.

16

37° 6.885'

72° 29.97'

6558

6564,7

6565

пик Таджикистан

.

1962, С. Саввон

.

17

37° 6.215'

72° 30.79'

6197

6202

6222

пик ЛГУ [18]

.

1962, С. Саввон

.

18

37° 9.84'

72° 30.835'

6212

6261

-

.

.

.

Примечание[19]

19

37° 10.005'

72° 31.205'

6297

6312

6318

пик Энгельса Южный

.

1964, Ю.Яковенко

Примечание[20]

20

37° 10.295'

72° 31.365'

6471

6507

6510

пик Энгельса

.

1954, К.Кузьмин

.

21

37° 7.655'

72° 33.055'

6036

6075

6075

пик Московской Правды

.

1964, А.Снесарев

.

22

37° 10.50'

72° 34.58'

6113

6141

6141

пик Тбилисского ГУ

.

1954, З. Ахвледиани ?[21]

.

23

37° 10.005'

72° 35.20'

5987

-

6080

пик Литва

.

1964, R. Augunas

.

24

37° 9.80'

72° 35.45'

5992

6007

6007

пик Бабеля

.

1964, R. Augunas

.

Примечания

  • 1. В графе "первое восхождение" указан год восхождения и фамилия руководителя команды.
  • 2. База данных радиолокационного зондирования Земли, которая использована для построения рельефа в Google Earth.
  • 3. Классификатор маршрутов на горные вершины. М., ФАР, 2008.
  • 4. Южная глава двуглавого массива 5953, см. N2
  • 5. В сборнике "Побежденные вершины" 1975-1978, М. Мысль, 1981, имеется такая строчка: 5745 — Вооруженных Сил СССР — Байконур — Маршала Гречко пики, траверс (5Б). В. Старлычанов, В. Водолажский, А. Киселев, О. Федоров (Вооруженные Силы). В том же сборнике отмечено, что этот траверс занял 3-е место на чемпионате СССР по классу траверсов.
  • 6. В Классификаторе маршрутов на горные вершины (М., ФАР, 2008) указано восхождение: 6038, 5Б, по южной стене, В. Солонников, 1983. В базе маршрутов на сайте ФАР маршрут В. Солонникова 1983 г. отнесен к непонятному пику 6136. Отчета нет. В.Н. Шатаев утверждает, что лично видел фото маршрута именно на пик Байконур (6038).
  • 7. В сборнике "Побежденные вершины" 1975-1978, М. Мысль, 1981, указано восхождение: 1976 - 6038 пик, по северному контрфорсу (4Б), В. Некрасов, В. Городецкий (Вооруженные Силы). В Классификаторе маршрутов на горные вершины (М., ФАР, 2008) это восхождение отнесено конкретно к пику Байконур. Отчета в библиотеке ФАР не имеется. Не ясно, состоялось ли это восхождение раньше или позже траверса команды Старлычанова.
  • 8. Вероятно, что восхождение на эту вершину состоялось в ходе восхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню. В ФАР сохранились лишь первые страницы отчета о восхождении 1961 г. В Классификаторе маршрутов на горные вершины (Москва, ФАР, 2008) маршрут первовосхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню именован маршрутом В. Ковуненко 1961 г. Это ошибка, в сборнике Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962, сказано, что четвертое место на чемпионате СССР 1961 г. в классе высотных восхождений заняло восхождение на пик Карла Маркса по юго-западному гребню, совершенное командой ДСО «Спартак» под руководством мастера спорта И. Евдокимова в составе альпинистов первого разряда С. Киселя, Б. Клецко, С. Тимошина.
  • 9. Возвышение в ЮЗ гребне пика Карла Маркса, см. N11
  • 10. Вероятно, что восхождение на эту вершину состоялось в ходе восхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню. В ФАР сохранились лишь первые страницы отчета о восхождении 1961 г. В Классификаторе маршрутов на горные вершины (Москва, ФАР, 2008) маршрут первовосхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню именован маршрутом В. Ковуненко 1961 г. Это ошибка, в сборнике Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962, сказано, что четвертое место на чемпионате СССР 1961 г. в классе высотных восхождений заняло восхождение на пик Карла Маркса по юго-западному гребню, совершенное командой ДСО «Спартак» под руководством мастера спорта И. Евдокимова в составе альпинистов первого разряда С. Киселя, Б. Клецко, С. Тимошина.
  • 11. Возвышение в ЮЗ гребне пика Карла Маркса, см. N11
  • 12. Возвышение в ЮЗ гребне пика Таджикского ГУ, см. N14
  • 13. Побежденные вершины 1954-1957, М. ГИГЛ, 1959.
  • 14. ТГУ-Таджикского Государственного Университета
  • 15. Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962. В статье С. Саввона "Высотные штурмы ленинградцев" не указан состав команды первовосходителей.
  • 16. В статье С. Саввона "Высотные штурмы ленинградцев" (Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962) сказано, что именем Таджиксгого Государственного Университета назван пик 6183. Все последующие восхождения на пик Таджикского ГУ по восточной стене совершались на пик, отмеченный на советской карте, как пик 6340. Возможно, что ленинградская команда пользовалась схемой с неправильными отметками высоты. Судя по тексту статьи, "пик 6183" или пик Таджикского ГУ находится напротив основания южного ребра пика Карла Маркса. На самом деле там находится пик 6340. Что касается отметки 6183, то она на советской карте масштаба 1:100000 отнесена к пику Комсомола Украины (что тоже ошибочно) и расположена в северном гребне вершины Таджикистан. Этот участок гребня не виден с ледника Восточный Нишгар, по которому шла команда Ленинградских альпинистов. Позднее эта ошибка идентификации перекочевала в Классификатор маршрутов на горные вершины.
  • 17. См. в приложении фотограмметрический анализ по отождествлению пика 6100 с пиком 6183.
  • 18. ЛГУ-Ленинградского Государственного Университета
  • 19. Возвышение в ЮЗ гребне пика Энгельса, см. N20
  • 20.  Возвышение в ЮЗ гребне пика Энгельса, см. N20
  • 21. В сборнике Побежденные вершины 1954-1957 (М., ГИГЛ, 1959) в Статье О.И. Гигинейшвили "Грузинские альпинисты на Памире" написано так: "Во время разведки С. и Г. Гугава, Л. и З. Ахвледиани взошли на безыменную вершину высотой в 6141 м, присвоив ей имя Тбилисского государственного университета имени Сталина".
  • 22. В классификаторе маршрутов нв горные вершины (М., ФАР, 2008) пик 5948 ошибочно отождествлен с пиком Янгеля. Из отчета первовосходителей [2] следует, что пик Янгеля "5950" находится южнее седла между вершинами "6300" и "5950", см. рис. 3. На советской карте масштаба 1:100000 более высокому пику "6300" соответствует безымянный пик 5948.3, а более низкому южному соседу соответствует пик 5817.8. Таким образом, высота пика Янгеля равна 5818, а координаты: 37° 11.20' СШ и 72° 36.065' ВД. Это совпадает с результатами анализа Вадима Ляпина, который название "пик Янгеля" поместил рядом с пиком 5818, см. рис. 3
  •  
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.