www.pugachev.kg

25.11.1939

ЗМС СССР

Снежный Барс

От хорошей жизни на стенку не полезешь.

Если работа мешает альпинизму, брось ... такую работу.

Гордость нашей республики - горы, они как магнит для людей, притягивают взгляды, мысли. Кому же не хотелось окунуться в прохладу ледников в жаркий летний день. И уж наврятле найдется человек не разу не выезжающий на отдых в горы. В общей сложности горными цепями занято боле 95% территории Киргизии, так что сам бог велел зародиться в наших местах особой породы людей. Многие считают их увлечение странным, глупым, ненужным. Альпинисты же просто не могут жить без гор, для этой категории граждан нет не чего лучше чем полежать на диване с газетой «Для Вас» в руках после 1-2 месячного, а то и более брожения по просторам родины.

Мало кому известно, что на территории Киргизии находиться три из пяти семитысячников бывшего советского союза, остальные находятся в Таджикистане. Два пика находятся в Центральном Тянь-Шане: это пики Победы (7439), Хан-Тенгри (7010) и один на Памире, пик Ленина (7134). Самая же высокая и самая низкая гора находиться в Таджикистане пик Коммунизма (бывший Сталина, 7495) и пик Корженевской (7105)

До 70х годов в союзе официально было четыре семятысячника после восхождения на которые присваивалось звание «Снежный Барс» в порядке убывания высоты это пики: Коммунизма (бывший Сталина), Корженевской оба находятся на Памире в Таджикистане.

Следующие два находятся в Киргизии. Это пики: Ленина на Памире и Победы на Тянь Шане. После 7X года в этот список был включен пик Хантенгри на Тянь Шане ледник Южный Иныльчек недалеко от Победы.

Ну что же, сегодня мы в гостях у обладателя почетного звания «Снежный Барс», альпиниста и просто очень хорошего человека, Стаса Егоровича Лавренченко. Радушный хозяин проживает в своей квартире с членом семьи который по характеру совершенно противоположен хозяину. Кот Кася путешествиям и опасностям дорог предпочитает теплую постельку и вкусную еду. Хотя в последнем мало кто может к нему не присоединится.

И так, я попросил Стаса Егоровича рассказать о том, как же все начиналось, и что привело его на этот нелегкий путь, с которого он не намерен сходить.

СЕ: Семья наша переехала в Киргизию Дальнего Востока, а там таких высоких гор, конечно, не встретишь, так что, впервые увидев это чудо, я был просто ошеломлен, так как раньше нечего подобного я не видел. В старших классах мой интерес к горам утвердился в 9 классе я начал заниматься в секцию туризма. Руководитель секции Виктор Павлович Егоров, сам большой любитель гор, альпинист и большой романтик, организовал секцию туризма на базе спец школы №49 на Пишпеке. Он умел увлечь любого человека, даже спортсменов других направлений. Родители поддержали меня, так как из развлечений в те годы для мальчишки моего возраста были разве что уличные альчики. Многие мальчишки сдружились благодаря этой секции. Первый мой серьезный выход был весной 1956-57г. Март месяц. Наш руководитель организовал поход в ущелье Иссык Ата, по горам наша секция прошла в сторону г. Кант. Меня не хотели брать в этот поход, так как я был новичок, но ребята уговорили Виктора Павловича, и это был мой первый серьезный опыт. Не считая зимнего выхода на «Голубиный Водопад» в ущелье «Курчак».

П: Стас Егорович, а как все же начался ваш путь в альпинизм, ведь все же туризм это немного другое?

СЕ: Альпинизм, можно сказать, что сразу же и начался, немного позже в мае месяце этого же года к нам в гости приехали известные альпинисты из соседнего Казахстана, друзья Виктора Павловича, Маряшев и Кудерин. С ними мы молодые парни пошли на гору Ботвей которая находиться в ущелье Иссык Ата. Первый опыт восхождений стал настоящим испытанием для нас. Так получилось, что наша группа задержалась на восхождении, это было пробное восхождение с целью разведки. И пришлось провести ночь на горе. Так называемая холодная ночевка, само название говорит о температуре окружающей среды, плюс мы не были готовы и были одеты в легкие штормовки. Но только идущий сможет пройти путь. Не для кого это не явилось причиной отказаться от гор, напротив прибавило желания.

После окончания школы мой учитель дал адрес и сказал, что к этому человеку я могу обратиться, если хочу продолжить походы в горы. Это был адрес Ивана Ильича Евтушенко, позже мы сдружились и в паре ходили на различные вершины Киргизского хребта, не официально. А в то время следует отметить, такого рода отношения с природой не очень приветствовались. Вторая моя гора была пик Учитель что в Алаарчинском ущелье, в урочище Ак Сай. Мы прошли ее вместе с Иваном Ильичем, к тому времени у него уже имелся значок альпинист Киргизии, так что это не было совсем уж отчаянным похождением.

По учебе я был вынужден поехать в Харьков. Через год вернулся, продолжив учебу в одном из техникумов в городе Токмак. И начиная с 59 г у меня начался официальный альпинизм, осенью ходил на вершины в ущелье Адагине. А весной в 60 г на майской Альпиниаде я выполнил значок Альпинист СССР, совершив восхождение на пик Комсомолец это была официальная гора. В этом же году я закончил учебу и летом в первую смену, в альплагере Ала Арча выполнил третий разряд, затем попал на сборы подготовку на экспедицию на п. Ленина там выполнил второй разряд. Попал в сборную и совершил восхождение на пик Ленина в этом же году. Кстати эта экспедиция была первой высотной Киргизской экспедицией. Организатор ее был Романов Алим Васильевич. Осенью призвался в ряды советской армии и в результате альпинизм выпал для меня на три года.

П: Стас Егорович ваши навыки в альпинизме пригодились в это время?

СЕ: Смеется* Да нет служить пришлось в тайге, город Чита. И единственным утешением для меня была большая скальная сопка «Чертов Пик» в нескольких десятков километрах от части, на нее мне удалось совершить восхождение.

63г я вернулся в Киргизию и возобновил свои походы в горы, в 65 я окончил школу инструкторов на базе альплагеря Ала Арча. Работал и параллельно учился в Политехническом Институте на вечернем отделении, по специальности технология машиностроения, станки и инструменты. По этой специальности я работал на заводе КИП. Завод КИП (Контрольно Измерительные Приборы). Тренером тогда был Романов Алим Васильевич, Егоров в то время уже уехал в Ленинград.

И опять из-за работы я не смог участвовать в сборах и выпал на два года для альпинизма. В то время в то время в среде альпинистов ходила поговорка, если работа мешает спорту, то брось ее… такую работу. В 67 г. пошел работать инструктором в альплагерь Ала Арча, это была моя стажировка. Следует отметить что в то время множество людей со всех уголков союза проводило свой отдых в горах с удовольствием и пользой для здоровья так что работа инструктора ценилась. Работали по сменам, одна смена это 20 дней. За сезон получалось 5 смен с июня по сентябрь. За это время через альплагерь проходило около 1000 человек.

В 69г. от альпинисткой секции завода Фрунзе была организована киргизская экспедиция на пик Каракольский, к этому времени мы уже подошли к первому разряду, находили вершины четвертой категории сложности.

В 71г. после окончания вечернего отделения политеха я поехал в экспедицию на Иныльчек в Центральном Тянь Шане, тогда наша Киргизская команда взяла серебро на союзных соревнованиях по альпинизму в классе траверсов пик Горького – Хан Тенгри, я входил во второй состав сборной и именно в этом составе я и взошел на вершины Хан Тенгри и Чапаева.

П: Стас Егорович все же вы рассказываете о горах, а как вы встретились со своей будущей женой?

СЕ: Ну где же еще мы могли встретиться в горах конечно, она тоже увлекалась альпинизмом, встретились с ней сразу после армии в 64. Она участвовала в юбилейном траверсе киргизского хребта. Весной мы с ней сходили на пик Пионер и Шубина в составе спортивной группы. В этом же году поженились. Через год у нас родился сын Сережа.

В 72 года нам вместе удалось съездить на Памир уже с женой в сотаве сборной мы поднялись на пики Четырех и Корженевской удалось так же совершить восхождение на пик Коммунизма. Это был урожайный год.

Последняя моя очень серьезная экспедиция была в 73г, тогда меня со скандалом отпустили с работы, дело дошло до заявления об уходе, его у меня не приняли, но в экспедицию отпустили все же.

Экспедиция 73 года конечно была очень тяжелая, но мы справились и даже получили бронзовую медаль в союзных соревнованиях, опят в классе траверсов. В этот раз я участвовал в основном составе сборной. Победа был последний союзный семитысячник после покорения, которого присваивается звание «Снежный Барс». По возвращению домой был торжественный прием в клубе завода Ленина с вручением медали. Так же запомнилось вручение значка «Снежного Барса» тем что представитель привез с собой фильмы про альпинистов один наш про стену Коммунизма и второй итальянский как они ходили на Макинли это гора на Аляске и для того что бы успеть его посмотреть до его отъезда, так как любой иностранный фильм предварительно должен проходить цензуру а у нас не было времени ждать, так вот мы смотрели его прямо в здании КГБ. То есть мы и произвели эту цензуру, но фильм конечно очень понравился.

П: Стас Егорович а как проводиться соревнования по альпинизму?

СЕ: Вообще, альпинизм - это командный вид спорта, где проявляться индивидуальность. В мое время существовало несколько классов по которым команды подают заявки в первенство и набирают очки, это скальный класс, технический класс, высотный класс и класс траверсов. Команды подавали заявки, проходили маршруты писали отчеты и комиссия выводила им очки.

Что представляют из себя каждый из этих классов. Скальный класс это когда судьи имеют непосредственно визуальный контакт в оптические приборы и могут контролировать прохождение трасс. Кто там что делает и куда идет. Остальные же классы не контролируются непосредственно, а только с помощью косвенных признаков, таких как снятие записок с вершины, оставление записок о прохождении трассы, подробные отчеты и пр.

П: А какие ваши последние достижения?

СЕ: Самая моя хорошая гора, на которую я всегда хотел сходить, сразу как увидел эта пик Усеченка в Аламединском ущелье, это было в 83, а из совсем недавних это был пик Рацека на Ак Сае в ущ Аламедин в прошлом году. Это не очень высокая гора но технически довольно сложный скальный маршрут.

П: А остались еще белые пятна на Киргизском хребте, на аксайской подкове где не ступала ваша нога.

СЕ: Конечно есть, но совсем немного вершин осталось добить.

П: Стас Егорович а вот ваш сын пошел по стопам отца?

СЕ: Конечно продолжил, сейчас мой сын Сергей с семьей ходит в горы. У него растет дочка и сын, мои внуки. Конечно хотелось бы что бы и они увидели красоту гор.

П: Ну и последний вопрос, расскажите пожалуйста о проблемах альпинизма, сегодня это пожалуй самый актуальный вопрос.

СЕ: Ну я не знаю какие сейчас там проблемы стоят перед киргизским альпинизмом, но вот лично у меня проблем не каких нет, есть большое желание ходить в горы и покорять вершины. Единственно с чем приходиться бороться это с отсутствием транспорта для доставки. А так нет проблем. Я скажу что не смотря не на что я не профессионал, для меня всегда альпинизм был отдыхом, а на первом месте стояла семья и работа. Сейчас многие альпинисты зарабатывают себе на жизнь инструкторством, я считаю, что это очень тяжелый труд.

Дополнительно*

В системе альплагерей советского союза альплагерь (19 по состоянию на 70 годы) Алаарча занимал третье место по уникальности района, по месторасположению по краткости подхода по доступности и по набору вершин. Сдесь можно закрыть мастера спорта не выходя далеко. По сравнению с Кавказским хребтом конечно Киргизский хребет уступает, как и по высотам, так и по колоритности природы у нас более суровая. Так же факт тот что Кавказ осваивался в течении более долгого времени и там были созданиы условия, такие как трехэтажные каменные дома по ставнению с нашими дощатыми. Но все же наш район уникален, и не где больше не встретишь такого разнообразия маршрутов в одном месте.