www.pugachev.kg

Информационный web-портал об альпинизме в Кыргызской Республике

shap
E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Горы Киргизии
Автор: Описание обработано Д.В. Аверьяновым на основе материалов из архива В.Г. Ляпина в 2002 году.   
28.06.2009 23:44

Маршрут восхождения на пик Черный Шпиль 4а по З. гребню

 

Пик “Черный Шпиль” находится в Киргизском Алатоо в верховьях реки Кичитор, впадающей в реку Сокулук. На северо-востоке от пика через перевал “Черный Шпиль Восточный (Снежный)” находится вершина им. Академика Образцова, на западе в массиве пика находится вершина “Железнодорожник”, а далее через перевал “Черный Шпиль Западный (Стадион)” массив вершины “Строителей”. Вершинная башня “Черного Шпиля” возвышается над гребнем на 130-150 метров. На север от вершины отходит контрфорс. На юг вершина обрывается стенами с гладкими широкими плитами типа “бараньих лбов”.

 

Подход к перевалу Черный Шпиль Западный (Стадион) осуществляется по леднику Строителей. Подъем на перевал идет по снежно-ледовому, сначала пологому, склону (30-35 градусов), затем более крутому (40-45 градусов). На пути встречаются ледовые трещины, которые преодолеваются по снежным мостикам. От лагеря до перевала 2 часа хода.

Для того чтобы попасть на ледник под перевал Каратор - перемычку между пиком Черный Шпиль и пиком Железнодорожник, необходимо с перевала Черный Шпиль Западный (Стадион) пройти в лоб по средней осыпи первый жандарм гребня пика Железнодорожник. Далее обойти еще два жандарма справа по ходу по осыпям и снежно-ледовым склонам и выйти на контрфорс, отходящий на юг. По снежному кулуару, спускающегося со стыка контрфорса и гребня пика Железнодорожник, придерживаясь правой по ходу его стороны, спускаемся на ледник и, траверсируя склон ледника влево, выходим под перевал. Здесь на скальной полке есть места для ночевки на снегу.

Путь на перевал Каратор идет по крутому снежному кулуару, в верхней части переходящему в ледовый. При подъеме нужно придерживаться скальной гряды, справа остаются сглаженные плиты типа “бараньих лбов”. Перед выходом на перевал нужно обойти вправо скальный палец на перемычке, преодолев небольшой ледовый взлет. Здесь для страховки забит ледовый крюк. С перевала для обхода первого жандарма, представляющего собой скальную башню с отвесными и даже отрицательными стенами, путь идет вправо по средним и большим камням, выводящим на наклонную плиту (10-15 градусов) под отрицательной стеной. При переходе этого участка забито два крюка. На расстоянии двух веревок (длина веревки 30 метров) есть уступ для надежной страховки. Далее есть два пути: влево по камину, заваленному камнями, выходящему на гладкие плиты и вправо по почти отвесной расщелине высотой 5-6 метров. Последний путь безопаснее для оставшихся внизу участников. Для страховки при подъеме по расщелине забит крюк. Далее по камням, лежащим на наклонной плите, выходим на большие наклонные плиты (25-30 градусов) с широкими трещинами. Траверсируя их вправо и забив для страховки крюк, выходим на осыпь, по которой поднимаемся под второй жандарм. По наклонным полкам (5-10 градусов), на которых лежат камни, подходим к проходу между жандармом и отвалившейся от него скальной плитой. Проход шириной 1-1,5 метров засыпан снегом. По нему выходим на крупные камни, которые переходят вправо вверху в среднюю осыпь, по ней и обходится жандарм. Следующий жандарм обходится тоже справа. Сначала идем по камням до стенки высотой 1,7 метров, очень гладкой, переходящей в наклонную плиту (15 градусов) под отрицательной стеной жандарма. При подъеме на стенку забит крюк. Пройдя по полке 6-7 метров, подходим опять к стенке высотой 1,6 метров с горизонтальной трещиной. Преодолев стенку, по наклонной плите подходим к порогу (1,6 метров) у стены жандарма. Забив крюк, вылезаем на порог и по наклонной плите (40-45 градусов), на которой справа лежит ледовый горб, вдоль стены жандарма, как бы по дуге, выходим на гребень ледового горба. Забив три скальных крюка, проходим по гребню ледового горба до следующего порога. Легко преодолеваем порог и по сыпучему кулуару поднимаемся на предпоследний жандарм. С жандарма с левой стороны от гребня спускаемся по снегу вниз метров десять. Предвершинный жандарм обходится справа по сильно разрушенным полкам. Для страховки забит один крюк. Выходим под вершинную башню. Подъем на вершинную башню сначала идет вправо по разрушенным скалам, затем, вылезая на двухметровый порог, идем по наклонной полке влево (0,5 веревки), для страховки забивая крюк, затем вправо по неявно выраженному камину поднимаемся вверх. Дальнейший путь на вершинную башню идет по засыпанным камнями полкам и скалам средней трудности, где идущий впереди может сбросить камни. Для безопасности места страховок выбирались вне зоны падения камней, поэтому приходилось отказываться от удобных для страховки уступов и забивать крючья. На этом участке было забито три крюка. Не доходя до вершины одной веревки, путь идет по практически отвесной расщелине (7-8 метров), которая преодолевается со страховкой через крюк. Далее по кулуару вылезаем на вершину. Всего при подъеме на вершину было забито 15 крючьев. Спуск осуществлялся по пути подъема.

 

Расчет времени:

Базовый лагерь у истоков реки Кичитор – перевал Черный Шпиль Западный (Стадион)              2 часа

Перевал Черный Шпиль Западный (Стадион) – подножие пика Черный Шпиль                             2 часа

Подножие пика – вершина Черный Шпиль                                                                                     8-10 часов

Спуск до подножия                                                                                                                       3 часа

Подножие пика – базовый лагерь                                                                                                  3 часа

Всего:              18-20 часов

 

Первопрохождение маршрута совершила 24 августа 1958 года спортивная группа ЛИИЖТа, организованная на базе альпинистского лагеря “Ала-Арча” КАЗТЭУ в составе:

 

Стародубцев В.В.                 2 разряд         руководитель

Соколов В.М.                        2 разряд         участник

Дончак О.И.                          2 разряд         участница

Поддубская Г.А.                   2 разряд         участница

Ермолаев Ю.В.                     3 разряд         участник

 

Группа считает, что пройденный маршрут на пик “Черный Шпиль” является маршрутом 4а категории трудности.

 

 Описание обработано Д.В. Аверьяновым на основе материалов из архива В.Г. Ляпина в 2002 году.

 
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.