www.pugachev.kg

17.03.2009 16:09
 Эверест- 97г

ДНЕВНИК В.СУВИГИ

Сувига Владимир Иванович Сувига Владимир Иванович (1953) – Алма-Ата. Родился в Хабаровске в 1953. Военнослужащий, работал трене­ром в филиале ЦСКА в Алма-Ате. В настоящее время работает советником председателя АО «Наурыз Банк Казахстан». «Снежный бар­с» – 1982. МС СССР – 1983. МСМК СССР – 1989. ЗМС СССР – 1989. Заслуженный тренер Казахстана 1997 года. Инструктор-методист II катего­рии. Начиная с 1983 г работал в альплагере САВО. Занимался горной подготовкой бойцов и офи­церов. 35 раз поднимался на семитысячники СССР: п. Коммунизма (5 раз), п. Победы (4 раза), п. Ленина (10 раз), п. Е. Корженевской (3 раза), Хан-Тенгри (3 раза). Трижды – «Сне­жный барс». Чемпион и призер Чемпионатов СССР по альпинизму. Основные восхождения: 1980п. Коммунизма по правому кон­трфорсу ЮЗ склона, далее по Ю стене, 6б к/тр., первопрохождение (рук. К. Валиев), 1-е место в чемпионате СССР. 1982п. Победы по СВ кон­трфорсу («Доллару»), 6б к/тр., первопрохождение (рук. В. Смирнов), 2-е место в Чемпионате СССР. 1983п. ТГУ, 2-е место в чемпионате СССР. 1984п. Победы по С ст. В вершины, перво­прохождение (рук. В. Хрищатый), 1-е место в чемпионате СССР. 1985Кызыл-Аскер (Тянь-Шань, хр. Кокшаал-Тоо) по СЗ стене, 6 к/тр., первопрохо­ждение (рук. К. Валиев). 1986п. А. Блока (Памиро-Алай, Турке­станский хр.) по З ст., 6 к/тр.; Хан-Тенгри с л. Южный Инылчек, 6б  к/тр.; п. Комму­низма зимой. 1988траверс п. Важа Пшавелы - п. Победы - Военных Топографов 6б к/тр. (п. Коммунизма зимой и траверс п. Победы - п. Военных Топографов проводились как тренировочные восхожде­ния перед выездом в Гималаи). 1989в составе Второй гималайской экспедиции на Канченд­жангу в период разведки и органи­зации промежуточных лагерей поднялся на Главную вершину Канченджанги (8586 м) без кисло­рода. Во время траверса в группе поддержки западного направления (рук. С. Арсентьев) 30 апреля прошел Западную вершину (Ялунг-Канг, 8505 м) без кислорода, 1 мая Главную с запада со спуском через седловину между Главной и средней вершинами. Таким обра­зом, совершил три восьмитысяч­ных восхождения, из них два раза на Главную вершину Канченд­жанги по разным путям. Награ­жден орденом «За личное мужество». 1990п. Победы зимой до высоты 7100 м. 1991опять в Гималаях, в составе Казахской экспедиции на Дхаулагири (руководители К. Валиев и Е. Ильинский). 10 мая поднялся на Дхаулагири (8167 м) по непройденной западной стене (в группе Ю. Моисеев, А. Букреев, Р. Хайбуллин). 10 мая этот марш­рут повторили еще пять человек из состава экспедиции. Кислоро­дом никто не пользовался. 1997награжден казахстанским орденом «Айбын» за бескислородное восхождение на Эверест. 28.07.2004 – К-2 (или Чогори: от «чого» - большой, «ри» -  гора, 8611 м). Теперь Владимир – единственный из живых казахстанцев – покоритель своенравной К-2. До него здесь бывал только знаменитый казахстанец Анатолий Букреев.

_____________________________________________________

«Вторая ступень прошлась свободно и вершинный взлет уже рядом. Иду по следам очень медленно. В районе вершинной башни догнал Фролова, он хотел лезть в лоб, но одумался. Обходим башню по следам Овчаренко и Молотова, вышли на предвершину, ребята уже спускаются. Они вниз, мы - вверх. Иду медленно, но легкие разрываются. Этот подъем к вершине длился вечность.

На вершине был в 18.30, дождался Володю, ему очень тяжело без кислорода. Сделали снимки, мерзнут руки. Идем вниз, Сергея и Андрея не видно. Начинаю ругать себя за то, что не оставил какой-нибудь большой заметный знак на месте выхода на гребень, потому что в темноте могут быть проблемы. И темнота навалилась сразу после первой ступени. Идем по гребню и вдруг слышу голоса - это Сергей Овчаренко и Андрей Молотов. Хотя я не уверен, что иду правильно, мы поворачиваем с гребня и спускаемся к ним. Они собрались здесь ночевать, а я уверен, что найду палатку.

Начали спуск, идем очень долго. Начал заговариваться Фролов, за своим сознанием замечаю какие-то фокусы – то всплывают фантазии, то снова реальность. Володя с воображаемым напарником просто ушел в сторону, пока я искал спуск. Ночь не слишком холодная и мы не мерзнем. Не знаю, сколько мы еще шли, но в одном месте я свалился со скалы и пролетел метра два с половиной. Падаю прямо на камень, на мгновенье теряю сознание, потом слышу, что Овчаренко собирается ко мне спуститься. Я представил, как он рухнет на меня в кошках, с ледорубом и добьет меня, нахожу в себе силы крикнуть, чтобы даже не думал об этом. Так мы провели время до утра – я под камнем, Сергей с Андреем - над камнем, а Фролов непонятно где.

Утром глаза застилает туман, почти ничего не вижу. Понятно, почему я грохнулся –ночью-то я не мог определить, что не вижу толком, сохранилось только боковое зрение. Видел белую пелену и казалось, что впереди снег, наступил в снег между камнями, а это был наддув. Чувствую, что ничего не обморозил - наверное, правильно, что мы всю ночь двигались. У Сергея тоже плохо с глазами, одним глазом видел Андрей и мы поставили его первым, но уговорить его идти по горизонтали на гребень я не смог – его тянуло вверх искать лагерь 7800, где остался его спальный мешок и мы расстаемся.

Я один иду на гребень, Андрей с Сергеем забирают вверх. Я удачно выхожу на гребень и оказываюсь выше палаток на высоте 7800. Дошел до палатки и завалился спать, очень болели сломанные ребра. Проснулся, когда в палатку влез Андрей. Периодически он будил меня и давал кружку кипятка. Фролов и Овчаренко тоже пришли на 7800 и остановились в верхней палатке, у Володи обморожены нос и ноги. Утром будем спускаться.

Самой большой моей ошибкой было то, что мы проспали, но велика был уверенность в своих силах и я никак не мог предположить, что у нас случится холодная ночевка. У Фролова был фонарик и я знал, что мы найдем веревку и по ней спустимся к палаткам. Двойка Овчаренко - Молотов раньше времени свернула с гребня. Мы находились в облаке, кое-как я спустился с гребня и убедил ребят двигаться. Когда я упал, фонарик Фролова светился далеко вверху, он куда-то пошел, пошел и не реагировал на наши крики. Как он остался в живых - тайна. Когда пришел Андрей, я спросил, не видел ли он Володю - он видел его у обрывков старой палатки. Я понял, что Фролов жив.»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.