www.pugachev.kg

Автор: peaklenina.com
30.03.2015 20:44

Верхняя Ала-Арча 2011

Первый раз я попал в Верхнюю Ала-арчу несколько лет назад. Друг привез мне из Америки новые ски тур крепления с ботинками и конечно же, мне не терпелось попробовать новый комплект в деле. И лишь одно небольшое обстоятельство мешало сделать это прямо на следующий день- это отсутствие снега. Летом в июне у нас со снегом в пределах города не слишком хорошо. А обкатать новый комплект, ой как хотелось. Где живет снег летом я знаю, осталось только определиться на какой из ледников направить свои стопы. Ледник Ак-сай, в общем то, мне не плохо знаком и находится недалеко, но новые лыжный комплект это серьезное приобретение и опробовать его хотелось где то на новых склонах.

О леднике Верхняя Ала-арча я слышал много, про горнолыжную базу и о хижине, но побывать там не доводилось. Вот я подумал почему бы мне не совместить эти два мероприятия. Оставалось только подобрать подходящую компанию, а подходящая компания это (я думаю дальше вы знаете). Лето это то время когда подобрать компаньона для покатушек на лыжах особенно сложно. Звучит как бред? Но это только для тех, кто не в теме. Дело в том, что большинство моих друзей, катающихся со мной на лыжах, это альпинисты или люди так или иначе связанные с туристическим бизнесом, и летом почти все они заняты в различных экспедициях, лагерях и т.д. В этот раз на приглашение прогуляться откликнулся только мой старый друг Димон, для друзей больше известный, как Доктор. Так же как и я, он прежде не бывал на этом леднике и счел это неплохой причиной, чтобы отдохнуть несколько дней от своего, бесконечного ремонта.

На сборы много времени не понадобилось как и на закупки, и вот утром следующего дня мы выгружаем лыжи и рюкзаки в альплагере Ала-арча под удивленными взглядами работников альплагеря. То что горнолыжка находится далеко, я знал, в голове вертелись какие то километры, часы подъема, но понятное дело к нам они относится никак не могли. Я рассчитывал после обеда встать на лыжи… Но обо всем по порядку.

Идти летом вверх по ущелью гораздо приятнее, чем зимой. В легкой обуви, любуясь зеленью и постоянно осматривая открытые участки тела на предмет клещей- очень уж я не люблю этих тварей. Во второй половине, дня на привале, во время обеда у нас возникли сомнения в том, что удастся в этот день покататься на лыжах. Ближе к вечеру когда мы поднялись на язык ледника вопрос с катанием в этот день больше не поднимался. Для того, кто идет на базу впервые, найти тропу среди этого хаоса камней без навигатора непросто и конечно же мы потратили уйму лишних сил и времени пробираясь с рюкзаками по этому костолому.

Первый раз это особенно трудно если не знаешь, где находится хижина и сколько еще до нее осталось. Что грело душу так это количество снега на склонах. Дальними переходами нас удивить сложно, главное мы опасались не найти базу в приближающихся сумерках. Хижина расположена так, что увидеть ее можно лишь подойдя вплотную или как в нашем случае чуть было не пройдя мимо нее. Подъем занял немногим более восьми часов и во время подъема я думал о том сколько труда было вложено в строительство дороги через ущелье и ледник, о людях которые смогли это построить. И пытался представить, что здесь было во времена когда база еще работала. Удивительными были размеры базы.

Хижина встретила нас разбросанным мусором, вздувшимися полами, запахом сырости и мышей. Но на втором этаже нашлась вполне чистая, уютная комната с двухъярусными кроватями и обеденным столом. Были видны следы недавнего ремонта и уборки.

Поужинав и разложив вещи решили оставить осмотр базы на следующий день. Небо было ясным что предвещало морозную ночь и хорошее состояние снега в первой половине дня. Поставили будильники и легли спать. На следующее утро позавтракав и побросав в рюкзак необходимое снаряжение мы вышли осмотреть окрестности и конечно же опробовать новые лыжи.

Морозная звездная ночь сменилась хмурым утром, небо затянули тучи. Погода обещала по крайней мере пару хороших спусков. Жесткий фирн по всему склону. При подъеме старались избегать особо крутых участков так как камус на таком жестком фирне держал не слишком уверенно. Масштабы ледника, вернее ледников поражали. Несколько ржавых опор канатной дороги и металические тросы кое где выглядывающие из под снега вот и все что осталось от прежней лыжной трассы. Место для горнолыжной базы было выбрано очень грамотно и чем больше я там находился тем больше мне нравилось это место. Так разглядывая окружающие склоны и обсуждая различные варианты для спуска на лыжах мы поднялись до одного из многочисленных гребней окружающих Большой Ала-арчинский ледник. Несколько минут ушло на то, что бы полюбоваться видом открывающимся с верху, снять камуса и переключить лыжи с ботинками в режим катания. В то время мы еще не имели собственных лавинных биперов и что бы хоть как то обезопасить себя во время спуска использовали самодельные лавинные шнуры.

Лавинный шнур представляет собой кусок яркой ленты, которая привязывается к лыжнику во время спуска и в случае попадания в лавину должна указывать место пострадавшего. Конечно мы понимали их слабую эффективность, но за неимением ничего более прогрессивного использовали их. И вот с развивающимися сзади ленточками, как пара гимнасток, мы начали поочередно спускаться вниз. Состояние снега, для этого времени года, было идеальным, равномерно промерзший верхний слой, позволял безбоязненно использовать для катания весь склон. Спустившись вниз и слегка отдышавшись решили сделать еще один подъем. Быстро теплело и во время второго подъема снег потихоньку начало отпускать. Второй спуск занял чуть больше сил, так как участки жесткого снега стали чередоваться с оттаявшими участками, на которых лыжи вели себя совсем иначе.

После второго спуска решили пообедать. После обеда состояние склона изменилось до неузнаваемости- снег размяк и просаживался под лыжами. На склоне под нами пару раз просел большой кусок склона издав при этом знакомый ухающий звук. Все говорило о том, что катание в этот день заканчивается. Выбирая для спуска наименее крутые участки мы спустились в хижину и посвятили остаток дня знакомству с базой. Двухэтажная хижина, огромная столовая, не маленький генератор и вертолетная площадка все было сделано с советским размахом. Было чувство, что базу оставили только вчера. Я ощущал некую неловкость, казалось, что сейчас появятся работники базы и мне придется объяснять, что я здесь делаю. Но никто так и не появился. Погода не улучшалась, весь день небо было затянутым и ночь обещала быть теплой.

Встав пораньше утром и позавтракав мы, взяв лыжи, вышли из хижины. На улице было тепло. Раскисший снег лип к камусам. Сделали один спуск по мокрому снегу и решили, что самым верным решением будет вернуться в Бишкек.

Обратная дорога заняла гораздо меньше времени и сил. Пара переходов реки вброд только улучшила настроение. Это было воскресенье и ближе к альплагерю.

Встречались многочисленные любители пикников на природе. На нас показывали пальцем, с издевкой интересовались как нам каталось и фотографировали на телефон- все было как обычно, все в порядке, мы были почти в городе. Мы шли по асфальтированной дороге к альплагерю, с лыжами пристегнутыми к рюкзакам мимо людей сидящих на траве, с удовольствием поедающими шашлык и радостно разбрасывающих вокруг себя мусор. Я шел и вспоминал события двух предыдущих дней, заснеженные склоны ледников и что то подсказывало мне — я туда еще вернусь.

Источник: http://peaklenina.com/2011/10/07/ала-арча/

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.