www.pugachev.kg

Автор: la-renar.livejournal.com
21.01.2015 20:29

Туристическая поездка в Дугобу летом 2006 года

Как всегда бывает, время идет – воспоминания стираются, остается только «вкус» места и пережитых событий.

На Земле есть горная система Памир. Она расположена на территориях Киргизии, Таджикистана, Китая и Афганистана. В 2006 году я получила необыкновенный опыт двухнедельного лазания по киргизским горам.
Всем и всегда я рассказываю, какая замечательная Средняя Азия.

"Восток - это яд. Он проникает в кровь человека, попавшего на Восток. Если организм яд отторгает, вы не сможете жить здесь. Но если яд проник в кровь, то становится ее компонентой, неотъемлемой частью. И вы уже никогда не сумеете обойтись без него"

Южная Киргизия волшебная. Никаких слов не хватит передать очарование этой горячей, гористой, зеленой и фруктовой земли.

Молодые женщины в тех краях носят длинные алые платья и имеют королевскую осанку и королевскую же стройность и худобу. Арбузы там никто не взвешивает, а продают поштучно: 1 арбуз за 20 сом (в ту пору рубль был на треть дороже сома).
+40 в тени. Чай пьют только зеленый из пиалок. Хороший хозяин наливает немного чая в пиалку, но следит за тем, чтобы у гостя он не кончался – это проявление гостеприимства и заботы о госте.
Виноград в тазиках, специи в мешках, ослики, пыль. :)
И эта земля помнит, что вода на вес золота.

Дорога получилась долгой. Самолетами не полетели, добирались на поездах и автобусах: Красноярск – Новосибирск – Алматы – Бишкек – Ош – Шохимордан – Дугоба.

Поезд неспешно ехал по рыжей горячей степи – ехал не по прямой, а большими плавными дугами, несмотря на то, что степь там идеально ровная – до самого горизонта.

Накануне ночью пограничники бегло без интереса осмотрели наш багаж – с торчащими ледорубами и кучей газовых баллонов внутри рюкзаков. «Алпинисты?..» Дядьки с ледорубами им не интересны. Они ищут курильную траву (или что посерьезней) и контрабанду. Хотя – это куда более актуально на выезде из Казахстана, а не на въезде.

За окном проплывало чужое прошлое – советские зернохранилища, старые мусульманские кладбища – по-инопланетному белые и изящные, и черные облака паровозного дыма. Здесь всё еще ходят паровозы, как и сто лет назад.
Железнодорожный путь долгий. Почти двое суток мы ехали из Новосибирска до «Алма-Аты», яблочного города.

Отец яблок
Пристально смотрит в цветущий сад;
Странный взгляд.
Отцу яблок
Слышно движенье корней во сне.

Название «Алма-Ата» (яблоко-отец) придумали большевики, не знавшие казахского. На казахском можно сказать «Алма Атасы» или «Алмалы Ата». Потому сейчас они называют свой город «Алматы» - просто «Яблочный».

От Алматы до Бишкека можно доехать на автобусе за два часа (или около того).
Над Бишкеком белые горы. Вот так просто – стоишь на улице в центре города, а на горизонте – ГОРЫ.

А на улицах – нежное мороженое, полные лотки самсы, автоматы с газированной водой, как в Советском Союзе. И жарко. И алые-алые розы повсюду.

Вечером – другой автобус. На этот раз нам предстоял переезд посерьезнее: Бишкек – Ош, 620 километров, несколько больших перевалов. Едем ночь. Я почти не сплю. Очень похолодало, а флиски все в рюкзаках. Микроавтобус ползет в перевал по серпантину. В полубессознательном состоянии отмечаю, как танцуют звезды, когда автобус делает очередной поворот почти на 180 градусов. Долгая-долгая была ночь. Помню придорожные кафешки и зеленый чай на прохладных пустых дастраханах.

В Ош мы приехали уже после полудня. Посетили местный базар. :) Овощные и фруктовые рынки – вообще моя слабость. А уж в южных странах слабость становится просто неодолимой.

Наш нелегкий автобусный тур продолжался. Туда, куда нам было нужно, регулярные рейсы не ходят, и дальше мы ехали на специально нанятом транспорте. Предстоял еще один ночный переезд. Я думала, что там и умру, от недосыпа. Но боги преподнесли просто роскошный подарок: ночевали мы в заколдованном местечке Джюдалык (джюда – по имени здешних высоких деревьев). Спали в спальниках, бросив карематы под открытым небом. Вокруг росли фруктовые деревья. Утром мы обнаружили черешню, шелковицу, абрикосы, яблони, груши, гранаты и искупались в теплом горном озере. Обнаружился и дастрахан. И крошечная ГЭС на горной реке. Восток, восток был вокруг. :)

Утром мы доехали до Шохимардана – это узбекский анклав на территории Киргизии. Между узбеками и киргизами всё непросто в этом районе. В 2006 году там уже ходили люди с автоматами, но они шутили, общались с нами. Не было там духа убийства, ненависти и войны.

В Шохимардане, наконец, удалось размять ноги. Автомобильные дороги закончились. Дальше нужно было идти вверх – на 2500 метров. С небольшой акклиматизацией этот путь занял два дня.

На заброске мы пользовались тропой, по которой ходят пастухи. Чем выше – тем больше дух захватывает от высоты и красоты. А тропа легкая.

Первый взгляд на горы. Ее называют Хамза-Хакимзаде-Ниязи (так уж запомнила на слух).

От вида первой горы – всегда сжимает сердце.

Если вертишь головой, с тропы увидишь такое. :)

В базовом лагере мы провели около двух недель. Тренировались чему-то там, ходили на четыре горы: Новичок, Дугоба, Калькуш и Ак-Таш. Все повыше 4000 метров, последняя – 4930.

"Пуп" над базовым лагерем

Немного нежных воспоминаний:

Рано утром выходим на свою первую гору. Стараемся не ломить в гору, потому что путь не близкий и предстоит 1600 метров набора высоты. И мы идем всё выше и выше, солнце восходит, несем ледорубы, и есть в этом моменте что-то альпинистское и романтичное.

И тут восходим на травянистое плато, где пасется стадо коров. Здешние коровы очень выносливые. А мы совсем еще не высоко были.

Чтобы пойти на гору Ак-Таш, нам нужно было организовать, так сказать, Advanced Base Camp – передовой базовый лагерь на высоте 3800. Перешли за полдня, полюбовались на горные ручьи и высокорную тундру с эдельвейсами.

Путь к передовому базовому лагерю:

На 3800 мы провели одну ночь. Было не особенно тяжело, потому что акклиматизация к тому времени была хорошая.

Встали в четыре утра. Кое-как сварили лапшичку в радостно и бесполезно кипевшей воде (85 градусов, не больше). :) Положили кошки в рюкзак и потопали вверх.

Можно ли передать словами?.. Мы ходили 17 часов. Был прекрасный солнечный день. На вершине ты можешь посмотреть на южную сторону – туда, откуда мы пришли, где остались крошечные палатки, а ниже по ущелью – пастухи, деревни, города. Но ты смотришь на север – и задыхаешься от чувства высшей нечеловечности этого места. Внизу расстилается огромный ледник. Вдали, сливаясь с горизонтом, виден семитысячник пик Ленина. И горы, горы до самого неба...

Ак-Таш. Вид с пика Новичок. Мы поднимались по юго-западному гребню (на фотографии - слева).

Еще Ак-Таш

И еще. Заколдованная вершина.

По окончании всего мероприятия мы получили героический третий разряд по альпинизму.

А потом спустились вниз и от души поели вкуснейших фруктов наконец. (Я дико соскучилась по фруктам к тому времени. А первым был арбуз. Я точно помню. :)

Тем, у кого был большой альпнистский опыт, предстоял путь дальше - на пик Ленина. Мы могли им только завидовать. Они собирались на семь тысяч и от того были немного неземными.

А наш путь начал "скручиваться" назад. Из Бишкека мы еще съездили побатониться на Иссык-Куль. Красивое и довольно холодное озеро. После буйства киргизского юга и занебесности гор - прохладный и более европеизированный (очень условно, конечно) Иссык-Куль впечатлял уже не слишком.

Но вечером мы пили красное вино (сплошь девичьей компанией). Мы были выжившими, пережившими, почувствовавшими. Было здорово. :)

Источник: http://la-renar.livejournal.com/25077.html

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.